Экологическая грамотность — знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.
Экологически ответственное поведение — способность действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды.
Подробнее на нашем канале «ЭкоСтанция» 👀
Экологическая грамотность — это знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.
Экологически ответственное поведение — это способность действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды. Важно: речь идет о действиях, основанных на самостоятельных решениях, а не внешнем принуждении.
Таким образом, мы наблюдаем здесь сплетение знаний о конкретной сфере жизни и деятельностных установок, направляющих поведение в этой сфере. По своей сути «экологически ответственное поведение» оказывается компетентностью: оно включает набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определенном контексте для решения определенной задачи или действия в определенной ситуации. В данном случае речь идет о комплексной способности человека узнавать ситуации, требующие применения экологических знаний, и действовать в них экологически ответственным образом.
Экологическая грамотность основана на декларативном знании («знаю то-то и то-то»), но экологически ответственное поведение требует процедурного знания («умею, знаю, как…»). А установки по отношению к природе будут оказывать влияние на то, насколько охотно потребители будут придерживаться «зеленых» практик.
Компетентности и грамотности делятся на универсальные (проявляющиеся в поведении человека повсеместно в разных контекстах) и специальные, предметные (применение которых ограничено определенной сферой жизни). Экологическая грамотность принадлежит ко второму, «предметному» типу, однако для ее перехода на поведенческий уровень необходим целый ряд универсальных компетентностей.
Экологически ответственное поведение и действия возникают, когда граждане:
1) имеют мотивацию что-то изменить;
2) способны увидеть проблему комплексно, системно;
3) способны найти решение, не противоречащее целям устойчивого развития;
4) имеют опыт успешного выполнения относительно схожих действий
Итак, какие универсальные компетентности и какие знания необходимы для возникновения экологической грамотности и следовательно экологически ответственного поведения?
Читайте ответы на этот вопрос в материале Марии Добряковой «Новая грамотность в учебной программе: как внедрять (на примере экологической грамотности)» — глава 13 (стр. 395-415) книги «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», подготовленной Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики».