Экологическая грамотность — знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.

Экологически ответственное поведение — способность действовать опреде­ленным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды.

Подробнее на нашем канале «ЭкоСтанция» 👀

 

Экологическая грамотность — это знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.

Экологически ответственное поведение — это способность действовать опреде­ленным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды. Важно: речь идет о действиях, основанных на самостоятельных решениях, а не внешнем принужде­нии.

Таким образом, мы наблюдаем здесь сплетение знаний о конкретной сфере жиз­ни и деятельностных установок, направляющих поведение в этой сфере. По своей сути «экологически ответственное поведение» оказывается компетентностью: оно включает набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизу­ются в определенном контексте для решения определенной задачи или действия в определенной ситуации. В данном случае речь идет о комплексной способно­сти человека узнавать ситуации, требующие применения экологических знаний, и действовать в них экологически ответственным образом.

Экологическая грамотность основана на декларативном знании («знаю то-то и то-то»), но экологически ответственное поведение требует процедурного знания («умею, знаю, как…»). А установки по от­ношению к природе будут оказывать влияние на то, насколько охотно потребите­ли будут придерживаться «зеленых» практик.

Компетентности и грамотности делятся на универсаль­ные (проявляющиеся в поведении человека повсеместно в разных контекстах) и специальные, предметные (применение которых ограничено определенной сферой жизни). Экологическая грамотность принадлежит ко второму, «предмет­ному» типу, однако для ее перехода на поведенческий уровень необходим целый ряд универсальных компетентностей.

Экологически ответственное поведение и действия возникают, когда граждане:

1) имеют мотивацию что-то изменить;

2) способны увидеть проблему комплексно, системно;

3) способны найти решение, не противоречащее целям устойчивого развития;

4) имеют опыт успешного выполнения относительно схожих действий

Итак, какие универсальные компетентности и какие знания необходимы для воз­никновения экологической грамотности и следовательно экологически ответ­ственного поведения?

Читайте ответы на этот вопрос в материале Марии Добряковой «Новая грамотность в учебной программе: как внедрять (на примере экологической грамотности)» — глава 13 (стр. 395-415) книги «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», подготовленной Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики».