. Кратко, тезисно, комментарии распределены по вопросам (в первой половине трансляции отвечала администрация, во второй были вопросы и коментарии от Челябинск, дыши!).
Общее впечатление: хочется надеяться, что встреча даст плоды и действительно не будет последней — по итогам принято решение о создании рабочей группы. Кроме поставленных вопросов поднимались вопросы по вырубке деревьев, посыпке дорог солью, вырубке леса в Томино и другие.
В первой части видео, как нам кажется, представители администрации и Министерства экологии пытались съехать с вопросов ответами типа «работа ведется», «по закону не регламентируется», но во второй, когда пошло обсуждение, в основном, было согласие с позицией активистов ЧД. Вопрос выноса предприятий за город был озвучен, но ответа на него не было — «тенденция присутствует», «рычагов воздействия нет».

Конспект:
1. Объявление режима ЧС.
ЧС вводится при ПДКмр более 10, либо ПДКсс более 5 в течении 5 дней.
(ВВ: остается непонятным, касается ли это только Челябинска, или нет, ведь разовые превышения ПДК выше 10 фиксировались, например, в Розе, Карабаше)
ЧД: давайте назовем это не ЧС, если закон определяет требования к введению ЧС, должно быть определена ситуация, когда детские сады, например, знают, что детей выводить гулять нельзя.
Елистратов: Понял. Согласен.
ЧД: В дни «мусорного коллапса» вводился режим ЧС для привлечения резервов и расширения полномочий. Здесь нужно тоже самое.
ЧД: Комментарии по поводу суммарного влияния превышений ПДК — по отдельноси превышения «небольшие», но их суммарное влияние сильнее, чем по отдельности.
Елистратов: я лично узнаю по этому поводу.
Московец: указывет на ухудшение экологической ситуации именно с 14 года. Предлагает высаживать взрослые деревья в районе Новосинеглазово и Исаково.
2. Создание штаба по выходу из ЧС
Создавалась комиссия в 2010 и была упразднена после протеста прокурора, так как у органов местного самоуправления недостаточно полномочий. Сейчас работает вневедомственная комиссия.
ЧД: в рабочей группе должны быть представлены компетентные органы, контролирующие органы и общественники. Должно быть взаимодействие, а не перекладывание задач друг на друга.
Елистратов: Жду предложения по составу рабочей группы.
3. Внеплановые проверки предприятий.
Министерство проводит набор волонтеров для проведения таких проверок, проводит их обучение. Сейчас есть 17 общественных инспекторов, заявки принимаются от всех желающих.
Внеплановые проверки проводятся с согласованием прокуратуры. Министерство выступает за проведение проверок без согласования (требуется изменение федерального закона).
ЧД: Предлагается предоставление информации о нарушениях в обмен на механизмы взаимодействия.
Еслистратов: кому передать? Министерству экологии?
Лихачев: мы с удовольствием (ВВ: не понятны рычаги влияния Министерства Экологии, ведь сейчас они сетуют на то, что у них недостаточно полномочий для воздействия на крупные предприятия)
4. Выработка планов мероприятий за сутки до наступления НМУ
Минэко выступает за заблаговременное предоставление прогнозов Росгидрометом, но этот вопрос до сих пор на рассмотрении.
Безруков говорит, что по отчетам предприятий они сокращают выбросы вплоть до 50% при НМУ 2 степени, хотя требуется 20-40%, т.е. больше чем требуется по нормативу (1986 года). Какие это предприятия — не говорит. Статистика получается по данным предприятий или в ходе плановых проверок (ВВ: красивые цифры на бумаге).
5. Оснастить детские и образовательные учреждения приточной вентиляции, оборудованными фильтрами.
Крехтунов рассказывает о системах вентиляции в специальных кабинетах (кабинеты химии, пищеблок, рентгенкабинеты и т.п.), т.е. в кабинетах, в которых должен быть стерильный воздух, либо вентиляция в целях безопасности (кабинет химии). Превышения до сих пор выявлены не были, кроме случаев с новой мебелью.
6. Вопрос эвакуации населения на период НМУ 2-3 степени.
Крехтунов говорит об эвакуации в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения.
(ВВ: вы бы еще про войну сказали)
7. Обеспечение нуждающихся СИЗ
Крехтунов снова говорит об заражении в случае ЧС. «Средства за счет муниципалитета будут выделены в случае ЧС»
(ВВ: если будет кому выдавать)
Московец: предлагает выдавать респираторы детям при прогулке в детских садах, при наступлении НМУ 2 степени.
8. Привлечь ресурсы для тушения пожаров на свалке, полигоне в Полетаево, озере Курочкино
Очаги тления на свалке тушили отходами со строительства конгресхолла. Крехтунов считает, что справятся собственными силами, без привлечения федеральных средств.
Елистратов: Жалоб населения по пожарам на свалке в ежедневных сводках 112 нет. Превышения не выявлены.
ЧД … Костенко эмоционально комментирует, что это не так.
Безруков: обращения граждан по Полетаево фиксируются, возгорания были ВОЗЛЕ полигона, не на полигоне.
ЧД … Костенко эмоционально комментирует, что это не так.
Безруков: Пожары с северного борта карьера потушены, с южной стороны разреза проводятся работы, пожары тушат частная компания, МЧС привлекается по договору.
На Курочкино происходят пожары шламоотвалов, работы по тушению ведутся.
9. Обеспечить наблюдение за полигонами с участием общественности
Сейчас там работает Антисмог, могут работать и другие общественники.
10. Расширить средства мониторинга воздуха.
Предусмотрена модернизация наблюдательной сети. Запланировано оснащения 2-мя мобильными лабораториями и введение новых стационарных постов.
Лихачев говорит об онлайн системе мониторинга (ВВ: ее мы видели на рабочем компьютере начальника росгидромета) и введении новых постов, на следующий год еще будут установлены три поста (должно стать 14).
Нужна сигнальная система, говорит об мониторинге ЧД, которые нужно сертифицировать, но это не обязательно для сигнальной системы. Упоминает систему росатома.
ЧД: нужно принять систему мониторинга «на вооружение», чтобы на нее можно было ссылаться в случае превышений.
Безруков: к нам обратились три частные компании, которые предлагают услуги по мониторингу
11. Мораторий на вырубку в Челябинске
Объявить мораторий невозможно, но незаконная вырубка преследуется по закону. В новом плане города предусмотрено расширение зеленых зон и озеленение.
12. Перенос грязных производств из города.
Елистратов: производство — своеобразный источник жизни для населения. Все мы мечтаем вынести грязные производства и такая тенденция есть — компрессорный завод, как пример, но это больше вопрос экономики, других рычагов воздействия нет.